Один из вопросов, которые регулярно всплывают в ролевых дискуссиях, это: «Какую систему выбрать для космического боевика/мистического хоррора/шпионского триллера?» Его популярность понятна: системы правил по-разному справляются с разными жанрами и стилями игры. Поэтому ведущие стремятся найти ту, что поможет в подготовке и проведении приключения — или хотя бы не будет в этом мешать. Подобный вопрос, разумеется, задают и в отношении детективных игр. Сегодня поговорим о том, каким может быть ответ на него.
На фоне прочих жанров определение детектива выглядит конкретным и недвусмысленным: к этой категории относят всякое произведение, сюжет которого выстроен вокруг стремления героев раскрыть обстоятельства некоего происшествия. Иными словами, определяющим элементом детектива является расследование. Однако, несмотря на этот общий знаменатель, разные игры работают с концептом расследования по-разному.
Продолжаем говорить о «рельсах» и детективных играх. В прошлой статье я призывал не путать понятия «рельсы», «линейный сюжет», и «сюжетная первооснова». В этой же поговорим о том, как избавиться от ощущения «рельсовости» в своих играх.
Недавно я в очередной раз наткнулся на использование термина «рельсы» в контексте детективного жанра и решил, что пора бы высказаться на этот счёт.
Часто в детективных играх героям доступны весьма обширные списки навыков для ведения расследования. В некоторых продуктах из линейки СЫЩИК среди способностей персонажей можно найти даже столь экзотические, как судебная энтомология или анализ текста. Для такой детализации есть сразу несколько причин.
На фундаментальном уровне настольные ролевые игры мало похожи на фильмы, сериалы или книги. Тем не менее, все эти медиа можно использовать в качестве источников вдохновения — причём не только для сюжетных ходов, но и для повествовательных техник. Особенно интересны приёмы, которые помогают сократить экранное время и сделать историю насыщеннее и интереснее. Все они заслуживают если не подражания, то хотя бы пристального изучения.
Передача повествовательных прав — замечательный приём, который облегчает работу ведущему, вовлекает игроков в создание мира и обогащает игру яркими сценами и деталями. К сожалению, в детективных играх этот приём способен создать немало проблем. О том, что это за проблемы и как разные игры с ними справляются, мы и поговорим.
Любая игра, независимо от жанра, быстро становится скучной, если героям приходится раз за разом повторять одни и те же действия. Однообразие редко бывает интересным, и детектив точно не является исключением из этого правила. Если сыщики в одной сцене обыскивают место преступления, во второй — заброшенный склад, а в третьей — лабораторию безумного учёного, то к четвёртой игроки могут и заснуть, какими бы захватывающими ни были их открытия.
Подходов к планированию структуры истории существует множество: пять актов по Макки, путь героя Кемпбелла, теория секвенций Гулино, пятнадцать точек Снайдера и многие другие. Некоторые из них вполне универсальны, некоторые же предназначены для конкретных форматов повествования или драматических жанров.
О том, как писать захватывающие детективы, написано немало книг (пусть в основном и на английском). Разумеется, спланировать сценарий для ролевой игры и написать детективный роман — задачи разные. Тем не менее, некоторые советы вполне универсальны и пригодятся в любой из этих форм. Я отобрал самые интересные из них.