Анатомия детектива
March 31

Методы ведения расследования

Crime Scene by noro8

Любая игра, независимо от жанра, быстро становится скучной, если героям приходится раз за разом повторять одни и те же действия. Однообразие редко бывает интересным, и детектив точно не является исключением из этого правила. Если сыщики в одной сцене обыскивают место преступления, во второй — заброшенный склад, а в третьей — лабораторию безумного учёного, то к четвёртой игроки могут и заснуть, какими бы захватывающими ни были их открытия.

Фокус в поддержании интереса заключается в смене деятельности. Под этой рекомендацией чаще всего понимают необходимость перемежать сцены вдумчивого расследования с динамичными боевыми эпизодами, однако она в полной мере применима и к самим методам следственной работы.

Как правило, для каждой сцены ведущий выбирает два-три метода, с помощью которых можно получить ключевую информацию, причём набор этих методов не должен повторяться от сцены к сцене. Если один эпизод строится вокруг осмотра тела жертвы, то пусть в следующем нужно будет допросить подозреваемого, а потом — установить слежку за местом преступления или проникнуть на охраняемый склад.

О самих же методах полезно знать не только ведущему, но и игрокам. Как минимум, это поможет не забыть, что универсальных решений не существует и для каждой ситуации следует искать собственный подход. Поиск информации в сети — чудесная вещь, но рано или поздно сыщикам придётся выйти из конспиративной квартиры и начать говорить с живыми людьми.

Изучение места преступления

К этой категории относится изучение мест, где было совершено убийство, нападение, похищение, проникновение со взломом, кража и т.д. Зачастую это первое, что приходится делать детективам: они прибывают по указанным координатам и обнаруживают нечто, что привлекает их внимание и даёт толчок к дальнейшим поискам. Ключевыми объектами интереса могут стать:

  • Тело жертвы (одной или нескольких) и её личность. Как правило, поверхностную информацию можно получить непосредственно на месте преступления, но детальный анализ потребует привлечения судмедэксперта и изучения тела в морге.
  • Вещественные улики. К этой категории могут относиться пятна крови, отметины от пуль, следы чьих-то ботинок, а также материальные свидетельства поджога, взлома или борьбы. Как правило, обнаружение этих сведений требует вдумчивой работы со стороны криминалиста или другого специалиста подобного рода.
  • Детали обстановки — все прочие обстоятельства, которые, хотя и не являются уликой в строгом понимании этого слова, могут служить источником важной информации для сыщиков. Наличие скрытых проходов в доме или тайников с необычными предметами, ритуальная атрибутика, свидетельства странной деятельности жертвы и т.д.

Улики, которые можно обнаружить

  • Точная причина, время и обстоятельства смерти жертвы.
  • Особенности орудия и метода убийства.
  • Необычные отметины на теле жертвы.
  • Особенности места преступления.

Исследовательская работа

Будь вы охотниками на чудовищ, агентами тайного ордена или обычными подростками, которые пытаются разобраться в тайной истории своей школы, ваш лучший друг — это ноутбук с широким интернет-каналом. Ну, или читательский билет в местную библиотеку.

Сыщикам постоянно нужно что-то искать: справочную информацию, записи в местных архивах, досье в государственных базах данных и многие другие подобные вещи. Это чрезвычайно полезный метод ведения расследования, однако стоит помнить, что редко кому удаётся раскрыть дело сидя за клавиатурой ноутбука (во всяком случае, в ролевых играх). Чаще всего исследовательская работа помогает прояснить контекст событий, вокруг которых построено приключение, но с помощью неё редко удаётся добыть ключевую информацию.

Улики, которые можно обнаружить

  • Связь между искомой темой и неким важным местом или событием.
  • Связь между искомой темой и определённым человеком.
  • Малоизвестный факт, слух или легенда об искомой теме.

Слухи и сплетни

Даже если у сыщиков нет идей о том, кто обладает нужной информацией, никто не мешает просто порасспрашивать людей о том, что происходит в округе. Пара ночей в местном баре или клубе — и герои получат массу сведений самого разного толка. Останется только понять, насколько они полезны.

Улики, которые можно обнаружить

  • Информация о свидетелях происшествия.
  • Слухи и местные легенды, связанные с происшествием.
  • Сведения о последних примечательных событиях в округе.

Слежка и наблюдение

Часто бывает так, что у сыщиков есть подозреваемый, но допрос ни к чему не ведёт или провести его в принципе не представляется возможным. В этом случае героям стоит обзавестись термосами с кофе и неприметной машиной, из которой удобно следить за объектом интереса. Установить наблюдение можно за кем и чем угодно: местом преступления (надеясь, что преступник туда вернётся), домом подозреваемого, важным местом встречи или телефоном-автоматом, с которого был сделан подозрительный звонок.

Не забывайте и о том, что в современных и футуристических декорациях в распоряжении детективов оказывается целый арсенал технических средств, облегчающих слежку: от банальных скрытых микрофонов и до высокотехнологичных сканеров, способных «видеть» сквозь стены.

Улики, которые можно обнаружить

  • Куда именно отправился объект.
  • С кем он встречался.
  • Следит ли за объектом или местом кто-то ещё.

Допрос и запугивание

Если герои убеждены, что интересующий их субъект располагает нужной информацией, они могут провести полноценный допрос. То, как именно он будет проходить, полностью зависит от статуса героев и их методов. Тем не менее, само понятие допроса предполагает, что цель признаёт авторитет того, кто задаёт ей вопросы. Добиться этого можно разными способами.

  • Если персонажи — официальные представители закона, то они могут попросту вызвать подозреваемого в полицейский участок, чтобы провести беседу в официальной обстановке. Впрочем, стоит ожидать, что жертва потребует адвоката, из-за чего процесс может затянуться.
  • Даже если герои не имеют отношения к полиции, субъекту вовсе не обязательно об этом знать. Умелый манипулятор способен выдать себя за представителя любой официальной организации и обрести в глазах жертвы необходимый для допроса статус.
  • Наконец, герои могут прибегнуть к старому доброму запугиванию. Угрозы физической расправы или неприятных последствий многим развязывают язык. Впрочем, эффективность подобных методов нередко ставят под сомнение: в такой ситуации жертва стремится не рассказать правду, а лишь выдать информацию, которая позволит скорее сбежать от своих мучителей.

Манипуляция и соблазнение

Разумеется, допрос — не единственный способ получить от человека желаемые сведения. Если героям нужно добраться до определённого места или добыть информацию закрытого характера, в их распоряжении целый арсенал средств социальной инженерии: манипуляция, подкуп, обман и соблазнение. Каждый из них позволит склонить цель к сотрудничеству и обеспечить доступ к нужному ресурсу. Следует помнить, что эти методы нередко предполагают риск для детективов. Герои могут привлечь внимание полиции, раскрыть себя перед преступником или оказаться в опасном месте без возможности вызывать поддержку.

Контакты

Как правило, герои детективных игр — компетентные специалисты, обладающие познаниями в самых разных областях. Однако даже их талантов порой оказывается недостаточно. В таких случаях они могут прибегнуть к помощи своих надёжных контактов — сторонних специалистов, способных взять на себя часть работы. В их роли обычно выступают эксперты в какой-то области, готовые дать герою консультацию. Каких-то ограничений на область экспертизы нет: контактом может быть как профессор-антрополог, способный рассказать об обычаях древних племён Амазонки, так и отошедший от дел контрабандист, готовый поделиться парой трюков из арсенала бывших коллег.

В ролевых играх возможность обращения к таким специалистам либо вписана в сценарий приключения, либо остаётся на усмотрение игроков. В последнем случае она зачастую регламентируется специальными правилами и ресурсами.

(Не)много магии

Если действие игры разворачивается в магическом или фантастическом мире, то детективам могут быть доступны и более экзотические методы ведения расследования. Порой герои способны получать информацию будто из ниоткуда: прислушиваясь к духам или прибегая к прорицанию или помощи ИИ.

Использование подобных методов в игре зависит от того, насколько они распространены в выбранном сеттинге и каким статусом обладают. Так, игра «Страх как он есть» требует совершенно иного подхода к расследованию, чем «Блюз города мутантов».

Если герои с мистическим даром — редкость в мире игры и о них мало кто знает, то информация, которую они могут получить с помощью своих сил, зачастую обрывочная и туманная. Удел этих способностей — туманные намёки, новый взгляд на имеющиеся факты и подсказки в те моменты, когда герои зашли в тупик. Как правило, этому есть внутриигровое объяснение: мистический дар плохо поддаётся контролю, а его использование непредсказуемо и даже опасно. Примеры: навыки медиума и вестника из «Страха как он есть» или способности сновидца из «Янтарного города».

«Ненадёжность» подобных методов отлично работает на поддержание атмосферы игры, но главная цель этого решения в том, чтобы просто сохранить дух детектива. Если мистик обретает способность получать исчерпывающую и недвусмысленную информацию на любую тему, расследование просто заканчивается. Вместо попыток собрать в единую картину множество разрозненных фактов, сыщики просто ждут, пока персонаж-мистик получит ответ за счёт своего дара.

Совсем другое дело, если экзотические способности вписаны в сеттинг, и о них известно как сыщикам, так и их антагонистам. Примеры таких игр: «Блюз города мутантов» и «Вампиры: маскарад». Использование особых способностей в них строго регламентировано, а границы применения понятны и предсказуемы. Для героев это просто такие же способы ведения расследования, как и те, что перечислены выше. С одной стороны, это всё ещё даёт детективам широкий набор средств для поиска информации. Но с другой, условный преступник также осведомлён об их существовании и планирует свои действия исходя из этого знания.

  • Некромант способен допросить дух умершего? Значит убийца уничтожит или пленит душу жертвы, чтобы этому помешать.
  • Новейшие средства криминалистики позволяют находить мельчайшие образцы ДНК и проводить их безошибочный анализ? Тогда преступник взорвёт на месте убийства ДНК-бомбу, исторгающую из себя тысячи образцов, что делает анализ невозможным.
  • Детектив способен с помощью психометрии считывать память предметов? Значит антагонист проведёт особый ритуал, который исказит психометрический след.

Подобная «гонка вооружений» в детективном деле — вещь обычная. С изобретением дактилоскопии преступники стали носить перчатки, а с появлением понятия «киберпреступление» — скрывать свои личности в сети. И эта ситуация нисколько не меняется, если действие игры происходит в мире, законы которого отличаются от нашего.