Убийство по списку
Часто в детективных играх героям доступны весьма обширные списки навыков для ведения расследования. В некоторых продуктах из линейки СЫЩИК среди способностей персонажей можно найти даже столь экзотические, как судебная энтомология или анализ текста. Для такой детализации есть сразу несколько причин.
Во-первых, в случае персонажей-специалистов подробные списки навыков позволяют отразить различные сферы компетенции сыщиков. Во-вторых, перечень способностей — это шпаргалка для игроков, список вопросов, которые они могут задать во время расследования. И в-третьих, это ещё и список вопросов, которыми может задаться сам ведущий при подготовке приключения.
И если с первыми двумя пунктами всё более или менее очевидно, то третий заслуживает более пристального внимания.
Эта статья — вольный пересказ заметок Гарета Райдера-Ханрахана Murder by Checklist: первой и второй.
Способности как чек-лист при подготовке сюжета
Когда вы берётесь за новое приключение, начинать удобно с подготовки трёх-четырёх цепляющих сцен, которые затем можно связать посредством цепочки улик.
Допустим, вы планируете сценарий по «Блюзу города мутантов», в центре которого — преступная организация, занимающаяся трансплантацией органов мутантов с целью передать реципиентам суперспособности. В таком случае последовательность сцен может быть примерно такой: исчезнувший мутант → недалёкий посредник → секретная лаборатория в больнице → организатор схемы. Теперь нужно связать эти сцены посредством ключевых улик: извлечение данных позволит найти связь между пропавшим мутантом и посредником, допрос мерзавца приведёт героев к клинике извлечени органов, а аудит позволит связать её с организатором всей схемы. Это вполне рабочая основа для будущей истории.
Теперь, когда у вас есть цепочка улик, нужно добавить деталей в каждую сцену. Один из самых удобных способов это сделать — взглянуть на списки способностей персонажей и представить, как каждая из них может помочь в расследовании. Для некоторых способностей решение будет очевидным. Например, уличное чутьё точно позволит выяснить что-нибудь о посреднике. А как насчёт дактилоскопии или электронной слежки? Что обнаружат детективы при обыске квартиры пропавшего мутанта? Подскажет ли им что-то история искусств? Или, быть может, химия?
Разумеется, только часть способностей даст героям хоть какую-то информацию, и нет никакой гарантии, что эта информация пригодится героям в расследовании. И тем не менее, это всё ещё полезный список вопросов, который поможет наполнить сцену яркими деталями.
Расследование сверхъестественного
Техника «Убийства по списку» особенно полезна при подготовке приключений, построенных вокруг фантастических или сверхъестественных событий. Такие истории загадочные и странные по самой своей природе, и потому ведущему приходится обращаться к самому широкому спектру способностей сыщиков.
К примеру, нападение глубоководных в «Ктулху» точно оставит зацепки, которые можно обнаружить с помощью сбора улик, но что насчёт других способностей? Например, теологии — возможно, одна из жертв описала случившееся, используя библейские отсылки к образам Левиафана и Бегемота? А как насчёт астрономии и геологии? Возможно, глубоководные оставили инкрустированный резьбой камень, которому миллионы лет, или же они поднимаются на сушу, только когда на небе появляется созвездие Фомальгаута… Есть над чем поломать голову, но и результат того стоит.
Разумеется, в некоторых играх герои обладают навыками вроде анаморфологии, вампирологии или мифов Ктулху — они способны дать прямую информацию о том, что за сверхъестественное существо стоит за преступлением. Но далеко не во всякой игре героям доступны подобные сферы компетенции. Всё, что могут сыщики — интерпретировать найденные зацепки через призму своих представлений об окружающем мире.
Персонажи-дилетанты
В играх вроде «Ночные хищники» или «Эзотеррористы» персонажи игроков — это опытные и чрезвычайно компетентные детективы. Списки их способностей покрывают широких спектр компетенций, и в группе наверняка найдётся специалист практически в любой области. В играх вроде «Король в жёлтом» или «Страх как он есть» всё совсем иначе: их герои — обычные люди, а доступный им набор средств для ведения расследования весьма ограничен.
В таких играх особенно важно придумывать улики, отталкиваясь от списков способностей персонажей. Это не только избавит вас от досадных ситуаций, когда сыщики не способный найти ни одной зацепки, но также позволит подчеркнуть тему игры или специфику группы персонажей.
К примеру, первая часть Yellow King RPG рассказывает о Париже начала XX века. Игроки берут на себя роли художников, скульпторов и поэтов, прибывших в «город света». Если им предстоит расследовать убийство, то ведущему следует помнить, что никто из них не обладает познаниями ни в криминалистике, ни в судмедэкспертизе. Они не способны провести вскрытие — но, возможно, персонаж-скульптор, сможет получить ограниченные сведения о причине смерти за счёт своих познаний в анатомии. С другой стороны, когда дело дойдёт до изучения дневника жертвы, герои смогут показать себя во всей красе — в их распоряжении окажутся беллетристика, поэзия, исследовательская работа и даже высшее общество — любая из этих способностей может дать полезные сведения о личности убитого.
Огромные списки способностей, которые нередко встречаются в детективных играх, могут откровенно пугать — особенно начинающих игроков и ведущих. Однако на деле они могут оказаться отличным источником подсказок — как при подготовке приключения, так и непосредственно во время игры.