Три совета из запертой комнаты
Пусть и запоздало, но подключаюсь к флэшмобу #сделай_ГМа_круче_челлендж. Его задумка чудо как хороша, и пропускать его было бы неправильно.
Раз уж формат флэшмоба предполагает короткие и ёмкие советы, сосредоточимся не на общих рекомендациях вроде «изучай разные системы», «доверяй игрокам» или «планируй, но готовься отказаться от плана» (хотя они чрезвычайно полезны), а на конкретных техниках и приёмах. Это далеко не самое важное, что можно вынести из опыта игр, зато любой из этих советов можно опробовать уже на ближайшей встрече и убедиться, что он работает.
Рисуй схемы
Схемы, карты и диаграммы — невероятно эффективный инструмент для и проведения игр. Намечается сложное расследование? Подготовь диаграмму сцен. В приключении много фракций и персонажей? Карта отношений поможет в них не запутаться. Впереди сложная кампания и нужно планировать её этапы? Пирамида сюжета буквально создана для этого.
Диаграммы сцен я использую чаще всего. Просто запиши на листе названия сцен и соедини их стрелками в соответствии с тем, в каком порядке они могут появиться в игре. При желании укажи для каждой связи зацепку, которая позволяет перейти от одной сцены к другой. Составление такой простой карты вряд ли займёт больше 15 минут, но она позволит оценить длительность сценария и выявить его структурные изъяны. Когда же дело дойдёт до игры, карта поможет удержать в голове ключевые события и зацепки, а ты сможешь сосредоточиться на диалогах и описаниях.
Подготовь раздаточные материалы
Раздаточные материалы — это игровые артефакты, точки соприкосновения мира игры и мира реального.
Фотографии, газетные вырезки, фрагменты из дневников — все эти документы служат инструментом для создания атмосферы: они запоминаются и истончают грань между игроком и персонажем. Но всё же главная их особенность в том, что они позволяют тонко и ненавязчиво управлять вниманием игроков.
Любой фрагмент информации, представленный в виде документа, служит сигналом: «это важно!» Фотография на столе говорит, что на ней изображён не просто статист; записка, полученная игроком, привлечёт больше внимания, чем та же информация, переданная словами; отчёт судмедэксперта объединит важные детали дела, а его изучение займёт меньше времени, чем беседа с коронером. Одним словом, если не хочешь, чтобы игроки пропустили зацепку, сделай её чем-то вещественным — тем, что можно пощупать и изучить.
Используй монтаж
Не нужно разыгрывать каждую сцену, если она не сулит ничего интересного или отнимает неоправданно много времени. Каждая минута игры — драгоценна, используй их с умом. Вместо того чтобы во всех деталях разыгрывать очередную сцену, просто коротко опиши, что произошло в ней и чего добились герои. Разумеется, перед этим стоит предупредить игроков и убедиться, что у них нет каких-то собственных планов на этот эпизод.
Ситуация: герои хотят проверить пару зацепок — хотя вы знаете, что усилия окажутся бесплодными. Не нужно подробно разыгрывать их поиски. Сведи всё к короткому повествовательному эпизоду, в котором герои проявили свои таланты и знания, но, к сожалению, не получили новых сведений — и переходи к настоящим приключениям.
Монтаж также позволит достоверно изобразить какие-то продолжительные активности героев. К примеру, проверка архивов или опрос свидетелей — долгая кропотливая работа, которая далеко не сразу приносит результат. Опишите, как сыщики безрезультатно опрашивают нескольких потенциальных свидетелей, прежде чем находят того, кто действительно знает что-то ценное. Это создаёт видимость настоящей работы и экономит время.