Рецензии и обзоры
March 30

Что не так с DramaSystem?

Добавьте описание

В последние несколько дней я удивительно много рассказываю о DramaSystem. В основном эти беседы сводятся к рассуждениям о том, что же не так с этой игрой и хороша ли она вообще. После второго такого рассказа я решил сформулировать мысли на этот счёт в более упорядоченном виде.

Если вы делаете игры, эта заметка поможет увидеть ошибки, которых следует избегать при выпуске продукта. Если вы хотите попробовать DramaSystem, возможно, это подготовит вас к тому, с чем столкнётесь в книге. А если вы активно играете в DramaSystem, поделитесь впечатлениями — мне интересно послушать о вашем опыте.

О чём речь?

DramaSystem — вещь обскурная и малоизвестная. Это специальная система для игры в драму между персонажами в духе сериалов от Netflix или HBO. Подробнее о том, с помощью чего достигается желаемый эффект, я уже писал в обзоре It’s all about Drama. Если же вы владеете английским, рекомендую посмотреть видеообзор от Lindybeige, в котором куда более детально рассказывается о том, что делает DramaSystem столь примечательной.

Она вообще стоит того, чтобы читать?

Если коротко, то да, однозначно стоит. Даже если вы никогда не сыграете по этой механике, книга великолепно структурирует информацию о том, как строить эмоциональные связи и конфликты между персонажами. Хотя бы как методическое руководство книга заслуживает право на существование. Если же рассматривать её как ролевую игру, то всё уже не так однозначно.

Во многих отношениях я считаю DramaSystem гениальной и восхищаюсь отдельными решениями авторов.

  • Принцип разделения сцен на процедурные и драматические задаёт жёсткую структуру игрового процесса и явно выделяет фокус игры.
  • Фреймворк для создания связей между протагонистами зарождает зёрна будущих конфликтов, создаёт напряжение между героями и обозначает вектор развития каждого персонажа.
  • Разрешение процедурных сцен, хоть и абстрактно, создаёт ритм повествования, при котором герои будут переживать как грандиозные победы, так и катастрофические провалы. При этом сохраняется баланс между слепым случаем и контролем со стороны игрока.

Что же в ней плохого?

Спрашивается, если она такая классная, как я о ней рассказываю, то почему в неё так мало играют? Что ж, на то есть немало причин.

Позиционирование

Ключевая проблема с DramaSystem не столько в её дизайне, сколько в подаче. Она выглядит как супер-нишевая претенциозная инди-игра, и авторы никак не пытаются сгладить это впечатление.

Не последнюю роль в этом сыграл выбор сеттинга и названия. DramaSystem была выпущена на рынок в виде книги Hillfolk, которая предлагает сыграть в отношения между членами иранских племён в романтизированной версии железного века. Звучит невероятно увлекательно. (Нет).

Разумеется, даже самые экзотические игры находят свою аудиторию. Но, чёрт возьми, неужели авторы действительно думали, что, услышав подобное описание, сотни и тысячи игроков понесут кровные 25 фунтов в магазины Pelgrane Press? При этом сам сеттинг — не более чем декорации для описания принципов игры. Он не проработан настолько детально, чтобы за него нужно было цепляться.

Хуже всего, что в одной только базовой книге описано два десятка других миров, и каждый — буквально каждый! — из них выглядит интереснее, чем Hillfolk. Будни подручных суперзлодеев, семейная драма в культе Ктулху, трудности первого контакта, полицейская драма в мире супергероев, вопросы чести в феодальной Японии, страсти в Голливуде на закате эпохи немого кино — всё это продаёт игру куда эффективнее, чем абстрактный железный век.

Подача материала

DramaSystem скверно справляется с формированием представлений о том, какой опыт призвана передать игра. В обзорах (мой — не исключение), описаниях и тексте самой книги много рассуждений о пресловутой драме, эмоциях и отношениях между протагонистами. Но при этом далеко не сразу складывается впечатление о том, как же во всё это играть — не в части правил, а в части организации самого процесса.

DramaSystem долгое время кажется очень похожей на классические ролевые игры, в то время как у неё куда больше общего со сторигеймами в стиле Фиаско. Игроки действуют скорее не как актёры, а как члены группы сценаристов, которые работают под руководством ведущего-шоураннера. И я бы сказал, что это чертовски круто, но игра весьма неявно даёт это понять, поэтому у многих людей так и не складывается внятного представления о формате, на который ориентирована игра. Ситуация становится ещё хуже, если игроки знакомились с правилами по SRD-версии правил: в них описана чистая механика, но остро не достаёт примеров, которые значительно проясняют ситуацию.

Правила

Наконец, мы добрались до ядра механики — правил разрешения драматических сцен. В их основе лежат простые и понятные принципы.

  • В игре есть специальные жетоны драмы. Игроки накапливают их, помогая другим персонажам добиться желаемого или получая отказ в попытках достичь того, к чему стремятся они сами.
  • Жетоны драмы составляют своего рода сюжетный капитал игрока, который определяет его способность менять историю под свои нужды.
  • За трату жетонов игрок может влиять на течение игровых сцен и даже решения других протагонистов.

Идеи замечательные, но для того чтобы они раскрылись в полной мере, на небе должно сойтись немало звёзд.

Правила DramaSystem не позволяют использовать их как чистую абстракцию. Сам механизм обмена фишками запускается только в том случае, если в сцене есть драматическое напряжение, противоречие между целями персонажей. Как легко понять, такие вещи не оцифровываются и имеют весьма размытые границы. Если участники игры любят выверенные структуры и строгие механики, подобный подход неизбежно приведёт к спорам и попытке получить гарантированную выгоду, выраженную в жетонах драмы, не заботясь о сути происходящего на сцене.

Противоположный полюс этой ситуации — игроки, которые уже знают, как рассказывать истории, любят создавать драму и хорошо работают друг с другом. В их случае DramaSystem окажется немногим полезнее словески, а обмен жетонами — ненужным костылём, который только отвлекает от игры.

И в том и в другом случае игра вызовет в лучшем случае недоумение, в худшем — раздражение и недовольство. Тем не менее, где-то между этими двумя полюсами есть немало игровых групп, которые найдут принципы DramaSystem весьма полезными.

Всё безнадёжно?

На самом деле, нет. На каком-то этапе создания игры авторы либо слишком увлеклись её «инаковостью», либо просто не сумели её правильно позиционировать. Богатый потенциал во многом оказался растрачен впустую. Тем не менее, DramaSystem — скорее хорошая игра, и в нужной компании она способна подарить массу ярких эмоций и захватывающих историй.