Что будем делать с пьяным матросом?
Shanty Hunters — небольшая и малоизвестная игра, которая привлекла моё внимание сочетанием необычной темы (охота за моряцкими песнями) и системы правил СЫЩИК. В отличие от остальных НРИ на основе GUMSHOE, эту даже с натяжкой сложно назвать детективной. Впрочем, она в принципе плохо укладывается в существующие классификации — и именно этим столь интересна.
О чём игра?
Год 1880-й. Парусные суда постепенно уступают место пароходам, и вместе с ними из мира исчезает искусство шанти. Традиционные моряцкие песни неизбежно будут забыты — если, конечно, их никто не запишет. Именно этим и предстоит заняться персонажам игроков. Все они — моряки и исследователи, которые отправляются в экспедицию на поиски шанти.
Однако странствия героев вряд ли будут простыми, ведь духам моря не по нраву, что кто-то намерен передать шанти сухопутным крысам. Злые силы готовы воплотить в жизнь образы из моряцких песен, и бравые исследователи рискуют стать жертвами собственного любопытства.
Что там, на горизонте?
В части описания игрового мира автор развернулся вовсю. Во время чтения буквально чувствуешь, что он горит темой морских странствий. Текст отлично передаёт дух эпохи, описывает ключевые порты мира и даже приводит краткий справочник по мореходному делу. В общем, к этой части у меня вопросов нет. Все бы так писали.
Отдельно хочу отметить, что Shanty Hunters — тот редкий случай, когда оформление иллюстрациями из public domain ничуть не портит книгу, а напротив — идеально вписывается в выбранный сеттинг. Все иллюстрации — это настоящие гравюры, посвящённые морским путешествиям XIX века. Когда рассматриваешь их, то и дело думаешь, что именно так герои игры могли бы проиллюстрировать собственные приключения.
Правила
Хотя автор и пишет, что в основе игры лежат правила СЫЩИК, обращается он с ними весьма вольно. Здесь нет ни разделения на общие и исследовательские способности, ни привычного менеджмента ресурсов. Вернее, менеджмент есть, но работает он причудливым образом.
В распоряжении персонажа есть 8 навыков, между которыми игрок распределяет 5 пунктов опыта (не более 3 в одном навыке). Во время проверок к результату на броске кубика добавляется рейтинг соответствующего навыка. Кроме этого, игрок может вместо броска поставить отметку напротив навыка и получить автоуспех. Количество отметок не может превышать рейтинг навыка.
В общем, «Сыщиком» эти правила можно назвать лишь условно. Они чрезвычайно просты и явно писались в расчёте на то, чтобы игроки редко кидали кубики и чаще просто ставили отметки на листе персонажа, получая желаемое. Так что, если вы, подобно мне, искали необычные механики для «Сыщика», обнаружить здесь желаемое не удастся.
Приключения
Приключения в Shanty Hunters строятся по единому формату: герои стремятся «поймать» шанти и в попытке это сделать воплощают песню в жизнь. Как правило, это связано с событиями, опасными для самих героев, их окружения или корабля.
Концепт сильный, но автор книги решил оставить его абстрактным. За всеми мистическими явлениями, с которыми столкнутся герои, стоит какой-то дух моря, какой именно — совместно решают игроки и ведущий. Это может быть зловещий Дейви Джонс, комичный Король пиратов, чудовищная Тиамат или даже сама Британия, персонифицированное воплощение имперских амбиций Британской короны. В зависимости от того, кого группа выберет на позицию антагониста, игра может стать хоррором, комедией, эпосом или социальной сатирой на тему колониализма.
С одной стороны, это развязывает ведущему руки и позволяет подготовить игру на одну встречу в любом подходящем жанре. С другой же, сама игра за счёт такого подхода получается несфокусированной. В ней нет никаких выраженных инструментов (в виде правил или структур), поддерживающих желаемый стиль — потому что нет и самого стиля.
Шанти
Наконец, стоит рассказать и о самих шанти. Книга содержит детальный экскурс в историю традиционных моряцких песен: как они появились, зачем использовались и какой структурой обладали. Но главное — в книге собрано 17 песен, каждая из которых может стать основой для приключения. Их строки разобраны на отдельные образы, сопровождаемые пояснениями и комментариями относительно того, в виде какой угрозы песня может предстать перед героями.
Резюме
У игры потрясающая завязка, и я восхищаюсь тем, какую работу проделал автор, чтобы передать дух эпохи и реалии выбранного периода. Песенник шанти и варианты интерпретации образов из куплетов — изумительная особенность, которая автоматически выделяет игру среди прочих. При этом автор ясно даёт понять, что в идеале в Shanty Hunters нужно не просто играть, но и буквально горланить эти самые песни во время приключений. И этот образ довольно точно передаёт стиль, на который рассчитана игра.
С точки зрения дизайна она довольно слаба. Игра явно рассчитана на то, чтобы зацепить участников атмосферой и самим духом морских путешествий, а не стройной структурой или выверенными правилами. Скорее всего, реакция потенциальной аудитории будет полярной: либо игроки влюбляются в саму идею (и готовы закрыть глаза на чрезмерно абстрактные правила), либо концепт их отталкивает (и тогда соблазнять их изысками механик бесполезно).