Рецензии и обзоры
March 29

Страх и ненависть в старшей школе: обзор игры «Школьные тайны»

Линейка игр по системе СЫЩИК охватывает множество стилей и направлений: от лавкарфтианского хоррора до хронодетектива. Но есть специфический жанр, который долгое время оставался не у дел — детектив подростковый. Истории в духе книжек о Нэнси Дрю редко находили воплощение в мире настольных ролевых игр. «Школьные тайны» созданы, чтобы восполнить этот пробел. Что примечательно, на этот раз за дело взялись не Pelgrane Press, а издательство Evil Hat, известное нам благодаря FATE и Don’t Rest Your Head. О том, что у них получилось, я сегодня и расскажу.

О чём эта игра?

Главными источниками вдохновения для «Школьных тайн» стали сериалы в духе «Вероники Марс» или «Ривердейла», и игра довольно точно воспроизводит их стиль. Говорю с полной уверенностью, потому что специально для работы над переводом книги посмотрел все сезоны.

Герои игры — ученики старшей школы в обычном американском городке. Каждому из них лет по 16–18, и каждый переживает жуткий период выпускных классов: они пытаются строить личную жизнь, сдать экзамены, поступить в колледж, да и вообще разобраться со своим местом в жизни. И будто этого мало, героям предстоит ещё и расследовать преступления. Начиная с того, кто и зачем похитил научный проект одноклассника, и заканчивая тем, кто на самом деле убил королеву выпускного бала.

Игра всячески подчёркивает, что отношениям и повседневной жизни сыщиков внимания уделяется ничуть не меньше, чем расследованиям. «Школьные тайны» не заявляют: вот вам правила СЫЩИК для детектива, но не забывайте о личной жизни героев. И близко нет. Самая яркая черта игры — это как раз механики для поддержки социальной подростковой драмы.

Способности

Поскольку герои игры — подростки, ни о каких чистых академических знаниях речи не идёт. Этой категории способностей нет вовсе, а оставшиеся разделены на исследовательские и межличностные. К первым относятся навыки вроде гугл-фу, скаутской подготовки и знания поп-культуры, а к последним — умение убеждать, льстить или делать серьёзные щи.

Если игроку так уж хочется обладать навыками вроде антропологии или оккультных наук, для этого добавлена возможность брать уникальные способности, но их пункты обходятся дорого, и стоит ли оно того - большой вопрос.

Список общих способностей изменился меньше. Сильнее всего бросается в глаза отсутствие привычных здоровья и самообладания. Единственным витальным параметром стала крутость. Это одновременно и выдержка персонажа, и социальные хит-поинты, и школьный статус. Если крутость опускается ниже нуля, персонаж истерит как ребёнок, а крутых поступков от него ждать не приходится.

Отношения

Спрашивается, как вести расследование, если нас лишили половины способностей? Дело в том, что игра подчёркивает, что персонажи игроков не одни в этом мире. Друзья, родители, учителя и соперники — без них никакой социальной драмы не получится.

Вместе с пунктами способностей игроки получают пункты отношений, которые могут вкладывать в создание связей с другими людьми. Отношения бывают трёх типов: любовь, симпатия и ненависть. Первые два можно использовать как ресурсы во время расследований. За каждым персонажем, связанным с сыщиком, записана способность или ресурс, к которому сыщик получает доступ благодаря отношениям.

Отец сыщика работает судмедэкспертом, поэтому можно напроситься к нему с визитом на работу и воспользоваться лабораторией. Лучший друг сыщика — компьютерный гений и без проблем пробьёт кого-нибудь по ай-пи или заддосит неугодный сайт. Бойфренд сыщицы родом из Сеула и поможет с переводом с корейского. Так это и работает.

Проблема в том, что истощение запаса отношений может обернуться серьёзными последствиями для сыщика: кто-то перестанет ему доверять, кто-то затаит обиду, а кто-то просто откажется помогать в следующий раз. Восстановить отношения можно благодаря ответной услуге или просто разговору по душам.

Ненависть — это особый тип отношений. Создавая себе врагов, игрок получает дополнительные пункты отношений, но вручает ведущему в руки инструмент, с помощью которого он может осложнять жизнь сыщикам и, конечно, создавать ещё больше драмы.

Правила игры

В отношении поиска улика механика не претерпела изменений. В основе те же принципы, что и всегда: если есть хотя бы один пункт рейтинга способности, ты всегда получаешь ключевую улику. За трату пунктов можешь получить особое преимущество, которое поможет персонажу выглядеть круче и быстрее продвинуться по ходу расследования. За это мы любим СЫЩИК, и было бы глупо от этого отказываться.

Самые значительные изменения относятся к боевой составляющей. Классические физические столкновения стали куда проще и условнее. Наши герои подростки, а подростковые драки — это просто ещё один способ выяснить отношения и показать, кто круче. Подростки не дерутся насмерть, и тактических изысков от них ждать не приходится. Поэтому в игре нет правил по оружию или особым приёмам, нет даже параметра здоровья у персонажей. Вместо этого у них есть несколько состояний: в порядке, побит, травмирован и при смерти. Если проиграл бой, состояние опускается на одну ступень.

Любая драка — это испытание для сыщика, и ему приходится проходить проверку крутости просто чтобы ударить противника по лицу. Что уж говорить о намерении сломать пару рёбер. Драка — это серьёзно, и у любой драки будут последствия вроде домашнего ареста или воспитательной беседы в участке.

Вышесказанное не значит, что «Школьные тайны» — игра про мирных хиппи-пацифистов. Школьная драма не просто так названа драмой. В ней хватает конфликтов, но большая часть из них — социальные. И, признаться, до сих пор не уверен, как к этому относиться. С одной стороны, фокус на социальных столкновениях как нельзя лучше соответствует тропам жанра. Но с другой, я не могу отделаться от мысли, что правила безобразно переусложнены.

У игрока в социальном конфликте масса возможностей: можно использовать межличностные способности, можно вовлекать в конфликт других персонажей и тратить пункты отношений, можно использовать специальные социальные атаки, у которых будут разные последствия. А ещё на сложность проверок влияет статус сыщика, рейтинг крутости противника и даже место, в котором происходит конфликт. И на мой взгляд, это делает сцены конфликтов чрезмерно механизированными. Сложно играть со всей страстью, если после каждой фразы приходится прерываться на подсчёт модификаторов.

Игровой мир

Прописанный игровой мир в «Школьных тайнах» отсутствует. Вместо этого есть целая глава, посвящённая тому, как создать город совместными усилиями ведущего и игроков. Игра представляет свой формат описания ключевых мест и вводит механику порогов, которую я бы утащил в пару других игр.

Если кратко, то места в городе делятся на три группы: безопасные, опасные и территория взрослых. В безопасные места можно попасть без особых проблем, а вот для того, чтобы зайти на территорию взрослых, придётся заплатить несколько пунктов крутости. Причём цена может зависеть от статуса места и прошлого персонажа.

Территория — это важно. Со временем у героев накапливается история, связанная с местом, и это может накладывать модификаторы на проверки в социальных конфликтах.

Тёмная сторона школьной жизни

Что мне действительно понравилось в книге, так это то, что Evil Hat учёл ошибки, которые Pelgrane повторяла во всех ранних книгах по правилам СЫЩИК. Порой их авторы описывали что-то только ради самого описания, систематизация ради систематизации, структура ради структуры. Некоторые разделы книг получались перегруженными и тяжёлыми. Здесь же каждый элемент поддерживает идею.

Для примера, в «Эзотеррористах» пять страниц описывается, какие в игре есть типы улик и чем они отличаются друг от друга. Ни слова о том, как они могу помочь и какие лучше использовать в конкретной ситуации. Здесь же авторы уложили всю техническую часть на одну страницу и сосредоточились на главном — жанровых тропах подросткового детектива.

Глава рассказывает о том, как планировать преступления и о том, почему его расследованием должны заниматься герои. Почему взрослым нельзя верить, почему полиция никогда не найдёт преступника, почему героям не должно быть всё равно. В общем, пусть Evil hat и выбрала специфичный жанр для игры, работает она с ним весьма умело.

Вариации

Полагаю, среди читателей нашлось немало тех, кто задаётся вопросом «Да кому вообще захочется играть в расследование школьных тайн?!» Авторы были к этому готовы и приготовили ещё восемь дополнительных мини-сеттингов.

Хочется играть в древние тайны и колдовство? Вот вам правила для магии и проклятий. Хотите проиграть в «Тайны Смолвиля» и становление супергероев? Вот рецепт кроссовера с «Блюзом города мутантов». Хотите игру про детишек в стиле Скуби Ду? Без проблем, вот правила по дурацким ловушкам и говорящим животным.

Глава, посвящённая подсеттингам — просто кладезь дополнительных правил и примеров адаптации системы под свои нужды.

Что подпортило впечатление

К сожалению, далеко не все вещи в книге пришлись мне по душе. Я ценю стремление авторов раскрыть столь непривычный для ролевых игр жанр и считаю, что им вполне удалась задуманное. Однако есть несколько «но», о которых я не могу не упомянуть.

Плохое понимание принципов системы

Авторы игры — издательство Evil Hat, а не Pelgrane Press, которое обычно выпускает игры на основе правил СЫЩИК. И это очень заметно по тексту правил. Несмотря на отличные идеи, лежащие в основе, детали реализации вызывают сомнения. В частности, авторы плохо понимают разницу между пунктами общих и исследовательских способностей. Из-за этого некоторые правила в вариациях попросту не будут работать.

К сожалению, авторы не дали никаких пояснений на счёт «сломанных» механик. В русском издании во всех местах, вызывающих вопросы, я добавил пояснения о том, как правило может выглядеть на самом деле. Я не вмешивался в оригинальный текст, поэтому вы сами сможете решить, использовать оригинальный или предложенный мною вариант.

SJW-настроения

В вопросе репрезентации маргинализированных групп игра следует всем последним веяниям и тенденциям. На страницах есть персонажи-трансгендеры, представители нетрадиционной ориентации и национальные меньшинства всех цветов кожи. Обычно я скорее рад появлению таких вещей в книгах, но даже на мой вкус, авторы перегибают палку. Это выглядит настолько навязчиво, что разрушает веру в достоверность игровой реальности. «Обычный американский городок» превращается в «городок без белых гетеросексуальных мужчин, все проблемы которого связаны с меньшинствами».

Формирование ошибочных ожиданий

Игра крайне скверно справляется с формированием представлений о том, что скрывается под обложкой книги. Отчасти это связано с неудачным выбором оформления, отчасти — с разницей представлений о старшей школе в русской и американской культурах.

Глядя на иллюстрацию на обложке, создаётся впечатление, будто это игра о детях и приключениях в духе книжной серии «Чёрный котёнок» или историй о братьях Харди. Однако героям по 17-18 лет! Их проблемы уже совсем не детские!

В книге есть целая глава, посвящённая зарисовкам будущих сценариев — шесть небольших сюжетов, которые могут стать основой для игры. Есть вполне обычные, например, об ограблении баптистской церкви; но большая часть поднимает темы наркотиков, школьной травли, секстинга и подростковой беременности. Читатель, купивший книгу из-за обложки и названия, окажется к этому совершенно не готов.

Резюме

«Школьные тайны» понравятся тем, пресыщен игрой в превозмогание или авантюрные приключения. Это, прежде всего, эксперимент. Безусловно спорный, но скорее удачный, чем нет.

У «Школьных тайн» очень узкая ниша, но я всё же надеюсь, что она найдёт своего игрока. Впрочем, даже если вас не заинтересует подростковый детектив, игра может стать отличным источником вдохновения и дополнительных правил для игр по системе СЫЩИК.

Хорошо

  • Отлично передан стиль, атмосфера и жанровые тропы подросткового детектива.
  • Подробное описание использования отношений в игре.
  • Руководство по созданию города.
  • Несколько зарисовок, которые знакомят ведущего с возможными конфликтами.
  • Глава, которая рассказывает о том, как играть в «Школьные тайны» по другим сеттингам.

Плохо

  • Изложение правил временами выглядит странно.
  • Перегруженные правила по социальным конфликтам.
  • Навязчивые SJW-мотивы.
  • Проблемы с формированием ожиданий от игры.