Рецензии и обзоры
March 31

Юные сыщики в поисках чудовищ

Новость об издании Pequeños Detectives de Monstruos на русском языке заинтриговала меня сразу. Примечательной игру я счёл сразу по нескольким причинам. Во-первых (очевидно), это детектив, хотя и весьма своеобразный. Во-вторых, это первый продукт, переведённый с испанского, и мне было интересно узнать, как играют в НРИ на родине Гауди и Дали. Ну, и в-третьих, ролевая игра, предназначенная исключительно для детей, — вещь для отечественного рынка едва ли не уникальная.

Зыбкая грань реальности

Признаюсь честно: я читал не так много ролевых игр для детей и навскидку могу вспомнить разве что Hero Kids. Если сравнивать её с «Юными сыщиками», то первое, что бросается в глаза — это принципиальная разница в подходе к дизайну.

Авторы Hero Kids взялись за дело с такой установкой: «Нам нужно НРИ для детей». Поэтому их игра — это упрощённая версия «взрослой» фэнтези-НРИ. Вот те же характеристики героев (только их меньше), те же механики (только расчёты проще) и те же конфликты (только мягче).

Авторы же «Юных сыщиков» решили так: «Мы хотим поиграть с детьми, какие НРИ-техники могут в этом помочь?». С самого начала разработчики не стремились адаптировать «взрослые» ролевые игры для юной аудитории, а скорее искали способ привнести элементы НРИ в обычные детские забавы.

Именно этим стремлением продиктованы ключевые особенности «Юных сыщиков». Играть в них с равным успехом можно за столом, по всему дому или на свежем воздухе. Дети могут рассказывать, как детективы ищут улики, а могут сами увлечённо высматривать спрятанные в квартире предметы. И, конечно же, специальные противоукусные конфеты могут уплетать не только герои, но и сами игроки. Всё в этой игре — правила, сеттинг, персонажи — продумано таким образом, чтобы грань между миром реальным и миром игры казалась зыбкой, а пересечь её было проще простого.

Даже роль ведущего здесь реализована нетипичным для НРИ образом. В «Юных сыщиках» он не просто рассказчик за ширмой, а старший детектив. Он участвует в расследовании вместе с остальными героями, выдаёт им особое снаряжение и награждаёт звёздочками и медалями за правильные догадки.

Монстры и охотники на них

Название игры весьма точно отражает, чем же предстоит заняться юным героям. Все они — члены детективного агентства, специализирующегося на поимке монстров. Так называют волшебных существ, которые порой заводятся в домах людей и портят им жизнь: устраивают бардак, шумят по ночам, воруют ключи и жуют одежду. Большинство монстров совершенно не злые, а просто шкодливые, поэтому задача сыщиков — не расправиться с проказником, а поймать его в специальную банку и отправить в агентство на перевоспитание. Но чтобы это сделать, сначала нужно понять, что за монстр досаждает людям.

Несмотря на то что игра предназначена для детей от 4 лет, она в полном смысле является детективной. Юным сыщикам предстоит искать улики, сопоставлять их с информацией из справочника монстров и проверять гипотезы (даже если игроки ещё не знают такого слова).

Должен заметить, что работа с уликами довольно тесно интегрирована в правила и реализована не хуже, чем во «взрослых» детективных играх. Улика — это некое событие или наблюдение, которое требует объяснения. Например, в доме мигает свет, за спиной мелькнула чья-то тень, а по коридору разбросаны пожёванные вещи — всё это примеры улик. Каждая из них увеличивает уровень страха — специальный показатель, связанный с монстром, на которого охотятся герои. Да, монстры — страшные! Чтобы поймать чудовище, героям нужно перебороть страх с помощью специальной проверки. Чем больше странных событий наблюдают герои, тем сильнее они пугаются и тем сложнее будет проверка. Но стоит дать улике объяснение, как уровень страха возвращается к прежнему значению.

Далеко не все улики связаны с монстрами: зловещая тень может оказаться всего лишь чёрной кошкой, а хлопнувшая дверь — следствием сквозняка. Во время расследования герои отделяют настоящие улики от ложных и в финале понимают, с каким чудовищем они столкнулись.

В книге представлено 15 разных монстров — каждый со своими повадками и пристрастиями. Например, подкроватный монстр любит сказки на ночь и терпеть не может пылесосы, а цветочному монстру по душе комнатные растения, но домашних животных он не выносит. Это самый настоящий бестиарий маленьких (и не только) домашних чудовищ.

Самое крутое, что списки вещей, которые монстры любят и не любят, составлены так, чтобы немного пересекаться у разных чудовищ. Это позволяет ведущему придумывать улики, которые заставят поломать голову даже опытных сыщиков. К примеру, жуткий скрип по ночам — это работа задверного монстра (он ненавидит запертые двери) или монстра странных звуков (он любит музицировать)? Пропавшие часы — это проделки монстра будильников (часы — это его страсть) или зеркального монстра (он обожает блестящие штуковины)?

Правила и броски кубиков

Несмотря на «свободный» формат игры, в ней всё же используются броски кубиков. Система проверок довольно простая, но небезынтересная. Когда сыщик сталкивается с задачей, исход которой неясен, ведущий называет её сложность — число от 2 (что-то нетрудное) до 6 (настоящий вызов). Чтобы преуспеть, нужно получить на кубике значение, равное сложности или превышающее её. Игрок всегда бросает три кубика, но выбирает результат только на одном из них:

  • Если сыщик испуган или его покусали монстры, используется наименьший результат.
  • Если у сыщика нет подходящего инструмента, используется среднее из выпавших значений.
  • Если сыщик не испуган и у него есть нужный инструмент, результатом броска считается наибольшее из чисел.

В случае провала происходит что-то плохое: монстр убегает, и его нужно снова искать; детективы находят что-то пугающие и должны бороться со страхом; а если совсем не повезёт, монстр покусает сыщика, и тому будет сложнее проходить проверки, пока он не отдохнёт или не съест противоукусную конфету.

Звёздочки и медали

Есть в этой игре и свой аналог опыта: после каждого успешного расследования юные сыщики получают специальные звёздочки и медали, которые наклеивают на свой бланк агента. Это самые настоящие наклейки, которые идут в комплекте с книгой.

Впоследствии звёздочки можно обменивать на особое снаряжение: плюшевого медведя (помогает бороться со страхом), супер-дупер рации, пыльцу светлячков и т.д. Каждый из предметов даёт героям новые возможности в поисках чудовищ, но вместе с тем таит в себе угрозу, которой может воспользоваться монстр.

Подход к снаряжению в этой игре мне особенно импонирует. Все предметы описаны так, что их получение и использование вовлекает детей в новые и интересные активности. Каждая вещь может быть не только элементом описания, но и целым арт-проектом, который игроки реализуют вместе со старшим детективом. Достаточно найти дома подходящий предмет и как-нибудь его украсить — и вот самые обычные тёмные очки превращаются в очки монстровидения.

Оформление

На момент написания обзора русская версия книги ещё не вышла, но мне довелось подержать в руках испанский оригинал. Он отличный, и я сомневаюсь, что отечественное издание будет уступать ему по качеству. В книге замечательные иллюстрации и продуманное оформление текста. Но главное, что в ней подкупает — это раздаточные материалы: тут и контракт сыщика, и наклейки-звёздочки, и жетоны с изображением следов монстров. Всё это приятно держать в руках и так и хочется использовать в деле.

Резюме

Если подытожить впечатления от прочтения книги, то я в восторге. Местные монстры очаровательны, детективная составляющая гармонично вписана в правила, а система проверок проста и эффективна.

Тем не менее, в этот раз я не стану писать обычный для своих обзоров вывод, разбитый по категориям «Интересно/спорно», поскольку способен оценить эту игру исключительно как ролевик и читатель. «Юные сыщики» — не та игра, в которую я смогу сыграть сейчас, будучи 30-летним мужиком, но до чего жалко, что мне не довелось этого сделать, когда я был ребёнком.