Рецензии и обзоры
March 31

Ребят, а где же Элис? — обзор Alice is missing

В сонном городке Сайлент Фоллс зима. Сегодня последний день перед каникулами, и коридоры старшей школы заполнены учениками, которые отряхивают с курток мелкую снежную крошку. На лицах большинства из них читается предвкушение грядущих праздников, но вскоре оно сменяется беспокойством, стоит им только взглянуть на школьную доску объявлений. Среди графиков футбольных тренировок и листовок о выборах в студенческий совет появился ещё один постер — объявление об исчезновении Элис Брайрвуд.

Так начинается Alice is Missing — одна из самых интригующих ролевых инди-игр минувшего года. Примечательна она строгим ограничением по времени (ровно 90 минут), жёсткой структурой, но главное — своим форматом. Дело в том, что Alice — это «безмолвная» НРИ, в которую предлагается играть в полной тишине посредством переписки в общем чате.

Задумка игры показалась мне достаточно интересной, чтобы попробовать её в новогодние праздники. О том, что из этого получилось, я сегодня и расскажу.

Примечание: первоначально этот обзор был сделан специально для группы Рыжего бибилотекаря.

Совершенство формы

В техническом плане игра практически безупречна: приятный дизайн карточек (здесь их много), прекрасно написанное руководство для игроков, удобные шпаргалки и даже те самые постеры с объявлением об исчезновении Элис. Подача материала выполнена замечательно. Она интригует и побуждает разбираться в том, как же всё это работает.

О таймере, на который завязана основная механика игры, авторы тоже позаботились. Для этого они собрали полноценный плейлист, слепили из него ролик для «Ютуба» и снабдили его отсчётом времени, оставшегося до завершения истории.

Роли игроков

Герои игры — друзья и близкие Элис, обеспокоенные её исчезновением. Их связывают самые разные отношения, но у каждого есть свои соображения о случившемся. Задумка авторов, очевидно, состояла в том, чтобы подготовка к игре не занимала много времени, поэтому ключевые факты предыстории персонажей определены заранее. Тем не менее большая часть из них сформулирована в форме вопросов, поэтому у игроков остаётся достаточно творческой свободы для детализации выбранных образов. Таким образом, несмотря на одинаковый набор имён и связей, у каждой группы будет своя Элис и свои секреты, которые тяготят юных героев.

Интереснее всего авторы поступили с ведущим. Формально его тут нет, и все участники находятся в равных условиях. Тем не менее одному из них предстоит рассказать остальным правила и отправить в чат первое сообщение. Такой игрок называется здесь куратором, и он берёт на себя роль старого друга Элис, который лишь недавно вернулся в город. Он ничего не знает об исчезновении девушки, и потому собирает групповой чат с её друзьями, чтобы выяснить, почему она не отвечает на звонки.

Наперегонки со временем

Одна из главных особенностей игры — это жёсткое ограничение по времени. Фаза подготовки занимает 30–50 минут и проходит в свободном формате: игроки выбирают персонажей, придумывают их секреты и описывают отношения друг с другом. Здесь же участники сочиняют детали, относящиеся к ключевым подозреваемым и местам, в которых будут происходить события будущей истории.

После фазы подготовки и обязательного перерыва начинается сама игра. Длится она ровно 90 минут — не больше и не меньше. Для того чтобы отмерять время, авторы рекомендуют использовать либо обычный таймер, либо их ролик-саундтрек, в который таймер уже встроен.

Следить за временем важно, поскольку именно на этом построена ключевая механика Alice is Missing. В игре есть карточки с отметками от 90 до 10 минут (с шагом в 5–10), которые на этапе подготовки распределяются между игроками. Когда таймер достигает нужного значения, участник заглядывает в карточку, читает краткое описание события и пытается ввести его в игру.

Событие первой карточки (90 минут) фиксированное: один из игроков создаёт чат и спрашивает остальных, где Элис. Когда очередь доходит до последней карточки (10 минут), герои находят пропавшую девушку. Как именно это произошло и какой окажется её судьба, заранее неизвестно. У каждой карточки есть несколько вариантов, поэтому, даже если куратор прочёл всю игру, он всё равно не знает, чем всё закончится.

Личный опыт

Несмотря на приятное первое впечатление, на практике игра прошла далеко не так круто, как я надеялся. Возможно, всё дело в том, что авторы слишком уж громко обещали «иммерсивный опыт», который должна подарить игра. Отдам им должное: предложенный формат, начальная ситуация и техническая часть игры действительно подталкивают к погружению в атмосферу этого маленького приключения. Мешает же этому лишь одно: то самое ограничение по времени.

Каждые десять минут в игру вводится новое событие, и игрокам даётся не так много времени, чтобы осмыслить его и как следует обсудить. Напоминаю: делается всё это исключительно с помощью текста на телефоне, никаких громких дискуссий. Мои навыки мобильной печати находятся на посредственном уровне; кроме того, я склонен писать длинные развёрнутые сообщения. Из-за этого игра проходила в атмосфере постоянного цейтнота и общей сумбурности происходящего, что весьма эффективно выбивало меня из погружения.

По прошествии 90 минут у нас получилась стройная история в духе игры Life is Strange. И хотя я доволен ей со структурной и драматической точек зрения, эмоционально она меня практически не затронула.

Резюме

Alice is Missing прикидывается казуальным сторигеймом, но на практике требует от участников весьма серьёзной подготовки. Порог вхождения у этой игры один из самых высоких, которые я встречал. Причина этого в том, что из-за специфического формата доля метагейма — общения между участниками вне роли — сводится к нулю. В обычных НРИ всегда можно уточнить у другого игрока, что тот имел в виду, узнать, почему он поступил так, а не иначе, подать какой-нибудь знак, спросить или дать совет. Так или иначе, всегда есть дополнительный уровень общения, который помогает генерировать идеи и настраиваться на одну волну. Здесь же ничего подобного нет. Каждый участник предоставлен самому себе и вынужден самостоятельно придумывать и интерпретировать новые события истории, причём всё это — в условиях жёсткого ограничения по времени.

Возможно, Alice is Missing и может подарить тот самый Deep Immersive Experience, о котором говорят авторы, но ещё более вероятно, что она станет настоящим испытанием ваших способностей к импровизации и построению совместного повествования.

Хорошо/интересно:

  • Великолепное техническое исполнение элементов игры.
  • Использование таймера как основы механики игры.
  • Гармоничное исполнение роли куратора.

Плохо/спорно:

  • Низкая реиграбельность: игра, скорее всего, наскучит после 1–3 итераций.
  • Формат игры завязан на скорость печати на телефоне: если она низкая, погружения в атмосферу игры не произойдёт.
  • Высокий порог вхождения: игра буквально испытывает игроков на прочность.