Рецензии и обзоры
March 31

Тайны Карпатских гор: обзор Transylvanian adventures

Environment Concept - Transylvania by Thomas Brissot

Иногда отличные инструменты для детективных игр можно найти в совершенно неожиданных источниках. И, пожалуй, Dungeon Crawl Classic — самый неожиданный из всех. Серьёзно, какое отношение к расследованиям имеет игра про зачистку подземелий, призванная передавать дух старой школы НРИ? Тем не менее, дополнение Transylvanian adventures оказалось настоящим кладезем полезных советов и инструментов.

Эта заметка — нечто среднее между обзором игры и кратким пересказом тех её фрагментов, которые относятся к детективной составляющей. Опытные ведущие вряд ли откроют что-то принципиально новое, но лично я был очарован тем, насколько хорошо в Transylvanian adventures структурирована информация, посвящённая расследованию, а главное — насколько хорошо она работает на раскрытие темы игры. Но обо всём по порядку.

Transylvanian adventures — это довольно типичная игра об охоте на монстров, которая выделяется среди прочих причудливым сочетанием правил Dungeon Crawl Classic и «готического» колорита. Как описывают жанр сами авторы, это Gothic Ass-Kicking Horror. Типовой сюжет повествует о том, как группа искателей приключений прибывает в деревню и обнаруживает, что её терроризирует жуткий и непременно загадочный монстр. Герои проводят расследование, выясняют, где тот скрывает и/или кто на самом деле стоит за бесчинствами, а затем уничтожают чудовище. От игры про охоту на монстров сложно ждать другой фабулы, но вся прелесть в том, как авторы к этому подходят.

Поскольку мне не особо интересна сама DCC с её причудливым набором игральных костей и акцентом на фигурной нарезке чудовищ, я не стану рассказывать об изменениях в ключевых правилах, а сосредоточусь исключительно на подходе к расследованию. Просто скажу, что игра предлагает новые тематические классы, навыки, заклинания и ритуалы. Сами же приключения неплохо масштабируются от «деревенского» уровня конфликтов и до легендарных деяний, в которых героям предстоит иметь дело с правителями фей и демонами ада.

Вражеские кости

Поскольку это DCC и посвящена она прежде всего сражениям с монстрами, расследование ведётся с одной целью — сразиться с финальным боссом. Причём игра построена так, что информация, которую ищут герои, самым буквальным образом облегчает столкновение с ним. Делается это с помощью Adversary die — «кости противодействия».

Первым делом при планировании сценария ведущий решает, насколько тот должен быть сложным и запутанным. Для этого он выбирает количество «открытий» (discoveries) — ключевых фактов, к которым должны прийти игроки, чтобы найти антагониста В самых простых и прямолинейных сценариях достаточно всего одного открытия, а в самых сложных и запутанных их число может доходить до семи. За каждое открытие в сценарии ведущий увеличивает ранг Adversary Die на одну ступень. Одно открытие — d10, два — d12, три — d14 и так — вплоть до d30 на семи открытиях.

Ведущий добавляет «кость противодействия» к любым проверкам, связанным с главным антагонистом сценария. Проверки навыков, атаки, инициатива, спасброски и т.д. Ведущий кидает эту кость одновременно с основной костью проверки и выбирает лучшее значение.

С этой костью связано несколько других правил, но суть у них одна: чем Adversary Die больше, тем эффективнее действует антагонист и тем большую опасность он представляет для героев. По мере расследования герои ищут улики и собирают важную информацию о противнике. Часть из этих сведений нужна просто для того, чтобы в конце концов сразиться с ним на своих условиях, а часть — позволяет уменьшить ранг Adversary Die, облегчив финальное столкновение.

Открытия или «по-настоящему важные улики»

Именно со списка открытий начинается планирование детективной составляющей «Трансильванских приключений». Каждое открытие представляет собой фрагмент информации, необходимой для завершения дела. Открытие может помочь:

  • Найти логово антагониста (старые шахты, древние катакомбы, зловещий замок).
  • Определить, с каким противником столкнулись герои (вампир, оборотень, колдун, безумный учёный).
  • Понять, чего пытается добиться антагонист (провести тёмный ритуал, пробудить древнее зло, убить кого-нибудь).
  • Понять, почему антагонист пытается это сделать.
  • Определить уязвимость антагониста (кресты, серебро, святая вода).
  • Понять, как можно помешать противнику осуществить свои планы (провести контр-ритуал, уничтожить амулет, дающий чудовищу силу).
  • Раскрыть всех шпионов или предателей, близких к героям, которые могут саботировать их попытке остановить антагониста.

Напоминаю: от количества открытий напрямую зависит эффективность противника и размер его Adversary die. Например, список открытий состоит из четырёх пунктов: кем является антагонист, чего он пытается добиться, зачем он это делает и где находится его логово. В этом случае Adversary die — это кость d16.

Три улики для каждого открытия

После определения числа открытий для каждого из них создаётся по три улики. Предполагается, что игроки обнаружат хотя бы часть из них и придут к нужному умозаключению.

Авторы рекомендуют, чтобы каждая из трёх улик была связана с отдельным методом расследования. Например, одна связана с вещественными доказательствами, которые можно обнаружить на месте преступления, вторая — с книжными изысканиями, а для нахождения третьей нужно побеседовать со свидетелями или устроить слежку за важным персонажем.

Вот пример реализации этого подхода из самой книги.

Открытие: «За похищением девушки стоит чудовище, собранное из тел мертвецов».

Улики, которые могут к этому привести:

  • Из могил на местном кладбище недавно пропало два тела. (Исследования записей или опрос местных жителей).
  • Похищение мёртвых тел и странные грозы в последнее время свидетельствуют о том, что кто-то пытается воспроизвести опыты Франкенштейна. (Исследования или информатор).
  • Отец девушки или любой другой свидетель её похищения описывает похитителя как огромного мужчину со шрамами по всему телу, обладающего колоссальной физической силой. (Опрос свидетелей).

Вспомогательные открытия

Кроме ключевых открытий есть ещё и открытия вспомогательные — они предоставляют героям значимые преимущества в финальной части сценария. Эти сведения могут как избавлять героев от крупных неприятностей (например, информация о расположении ловушки в логове антагониста), так и обеспечивать какие-то механические бонусы. Чаще всего в роли последних выступает уменьшение размера Adversary die.

Поскольку вспомогательные открытия — вещь полезная, но необязательная, заранее продумывать по три улики для них не нужно, и можно вполне положиться на импровизацию.

Расследование

Расследование в Transylvanian adventures довольно сильно механизировано. Почти в каждом сценарии предусмотрен обратный отсчёт: у героев есть лишь несколько дней для того, чтобы завершить свои поиски. По истечении этого времени зловещий план антагониста успешно завершается, и героям останется либо сразиться с ним (вероятно, на весьма невыгодных условиях), либо сбежать от неминуемой гибели. В любом случае, расследование будет закончено.

До того, как это случится, у игроков есть возможность что-то сделать, чтобы предотвратить худшее:

  • Установить наблюдение за определённым местом.
  • Провести книжные изыскания, чтобы больше узнать о месте, действующих лицах или чудовище, с которым столкнулись герои.
  • Опросить свидетелей.
  • Исследовать место преступления на предмет улик.
  • Покутить с местными, чтобы найти свидетелей случившегося или узнать о подозрительных местах и событиях в округе.
  • Потратить время на поиск оружия или компонентов, необходимых для ритуала.
  • Потратить день на отдых и лечение.

Важный момент: это закрытый список доступных действий. С каждым из них связаны специальные правила, а также таблицы осложнений и событий, которые могут наступить в случае провала. Должен сказать, что все они весьма неплохо работают на жанр игры и способны породить кучу атмосферных сцен, которые работают гораздо лучше, чем банальное «вы ничего не нашли».

Каждый персонаж может выполнить за день только одно из перечисленных действий. К примеру, если до следующего полнолуния остаётся четыре дня, каждый из героев а всё расследование может сделать только четыре действия из списка. После этого, независимо от того, нашли персонажи ответ или нет, восходит полная луна, и оборотень выходит на охоту.

Несмотря на обилие правил и таблиц, игра не сводится к простой череде бросков кубиков. Нельзя заявить, что опрашиваешь свидетелей, если ты не знаешь, кто является свидетелем. Бесполезно бросать кубики для наблюдения за определённым местом, если не знаешь, что за место тебе нужно. Каждое действие детально описывает, какие условия нужно соблюсти для его выполнения и какую информацию оно помогает получить.

Впрочем, даже без этого работу героев лёгкой не назовёшь. В конце каждого дня, после того как все герои совершили свои действия, ведущий кидает кость по специальной таблице и вводит в игру новое событие. Это может быть новая атака антагониста, последствия действий персонажей или просто случайные происшествия, которые облегчают или усложняют жизнь героев.

Цикл «Действие расследования — последствия — анализ и планирование» повторяется до тех пор, пока доступное героям время не истечёт или пока они не соберут необходимые сведения. За каждое умозаключение игроков, которое коррелирует с «открытиями», ведущий уменьшает ранг Adversary die. Однако делает он это в закрытую, и игроке не узнают, насколько верными оказались их измышления, пока не столкнутся с главным злодеем.

Развязка

Если герои сумели понять, кем является противник и как его остановить, игра переходит в следующую фазу, где будет больше сражений и опасных ловушек. Чем смекалистее и удачливее были игроки, тем меньше будет Adversary die противника и тем легче с ним будет справиться.

Если же герои потратили время впустую или зашли в тупик (что маловероятно, но всё же может случиться), по истечению отведённого времени происходит некое событие, которое приводит историю к кульминации:

  • Наступает полнолуние, и оборотень вновь выходит на охоту.
  • Тёмный колдун начинает свой жуткий ритуал, и над башнями его замка открывается огромная воронка, за которой видна лишь безграничная пустота.
  • Толпа селян, взяв факелы и вилы, отправляется сжигать поместье зловещего учёного, справедливо рассудив, что это он повинен во всех преступлениях.

После подобных событий очень сложно не понять, что же нужно делать и куда надо идти героям. Однако в этом случае события, скорее всего, будут развиваться не самым желанным для героев образом, а бой им придётся принимать не на своих условиях.

Резюме

Я не берусь судить, насколько классным дополнением для DCC является Transylvanian adventures — я слишком редко играю в игры, посвящённые зачистке подземелий. Тем не менее, как набор идей, таблиц случайных событий, осложнений, улик и просто ярких деталей для готического хоррора и детективных игр в целом она работает замечательно.